Одно из определений информационной культуры трактует ее как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.[1] В XXI веке информация сама становится основной культурной ценностью. Она образует культурный феномен информированности человека, характеризующийся превращением потенциальной информации в реальные сведения и индивидуальные знания. В социокультурной деятельности информация подразумевает знания и понимание культурных значений. Появляющиеся новые информационные технологии повышают информированность общества в несколько раз, радикально меняя объем и глубину знания, а вместе с ними и уровень культуры в целом. Таким образом, информационную культуру следует рассматривать как достигаемый уровень организации информационных процессов, как удовлетворенность людей в информационном общении, как степень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации, обеспечивающей целостное восприятие мира, анализ и оценку последствий принимаемых решений. Человек в информационной культуре выступает одновременно создателем, «приемником», хранителем и «передатчиком» информации. Осуществляя функции последнего, транслирующий информацию в закодированном виде (символы, знаки и др.) индивидуум наделяет ее некоторыми присущими ему свойствами. В свою очередь, и нформатизация образования является процессом качественных изменений самого человека. Если по какой-либо причине этого не происходит, то информационные технологии, как и само образование, превращается в традиционную базу данных.
На протяжении своего существования человечество стало свидетелем и участником пяти информационных революций. Первую спровоцировало изобретение языка, появление технологии устной речи, ее передачи, запоминания, возможности трансляции в пространстве и времени. Прямое языковое общение как основа информационного процесса рамками родоплеменного сообщества ограничивало уровень знаний, их объем и возможность использования.
Изобретение письменности повлекло за собой вторую революцию в области информации. Этим событием был ознаменован гигантский количественный и качественный скачок. Технология письма на твердых, а затем и мягких носителях колоссально увеличивала объем памяти, а, следовательно, и знаний. Была создана новая технология управления, ведущая к созданию государства. Скачкообразно увеличивался размер сообществ, управляемых в рамках единой технологии власти, что привело к усложнению типа исторической деятельности.
Третья информационная революция связана с книгопечатанием, радикально изменившим производство (индустриальное общество), культуру и способ организации общественной жизни и исторической деятельности.
Появление электричества и новых информационных технологий, позволяющих создавать и транслировать информацию в немыслимых объемах, способствовало свершению четвертой информационной революции. Электрический телеграф, телефон, радио, телевидение и современная полиграфическая техника обозначили грандиозный переворот с точки зрения скорости передачи информации, объемов памяти и возможности грандиозного накопления знаний.
И, наконец, пятая – компьютерная революция, связана с изобретением микропроцессорных средств и особых машиночитаемых носителей, запоминающих информацию. Дуализм ее смыслового предназначения актуализировал проблему информационного культурогенеза.
С одной стороны, развитие информационной техники компенсирует человеку психофизиологическую ограниченность его организма в ряде направлений. «Внешняя нервная система», создаваемая и расширяемая человеком, обеспечивает возможность вырабатывать теории, открывать количественные закономерности, раздвигать пределы познания сложных систем. Искусственный интеллект и его совершенствование систематически раздвигают границы сложности, доступные человеку. Это особенно важно в современную эпоху, когда общество не может успешно развиваться без рационального управления сложными и сверхсложными системами. Научные разработки в области проблем искусственного интеллекта являются существенным вкладом в осознание человеком закономерностей внешнего и внутреннего мира, в их использование в интересах общества и в развитие свободы человека.
С другой стороны, ежедневно возрастающие потоки разнообразной информации создают сложнейшую проблему выживания социумов. На самостоятельное восприятие, а тем более переработку того количества разнообразной информации, которое предоставляют современные информационно-поисковые системы, пользователи в подавляющем большинстве случаев не способны. Получаемые массивы информации, как правило, обладают избыточностью и сомнительным качеством. С точки зрения информативности, приходится констатировать дублирование, хаотичность, а порой и недостоверность. Такая информация не может способствовать принятию адекватных решений. Кроме того, избыточность информации влечет за собой возникновение стрессовых ситуаций от информационных перегрузок, которые дезорганизуют мышление и порождают болезненное состояние, получившее название «синдром информационной усталости». Эта этическая проблема принимает масштабы глобальной и не может не тревожить многих людей планеты.
Таким образом, в настоящее время есть все основания говорить о необходимости формирования новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой должны стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем в основном профессиональной культуры, но в ближайшем будущем станет важным фактором развития каждой личности в целом.
В настоящее время информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она меняет многие сложившиеся социально-экономические, политические и духовные представления, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. Так что, овладение информационной культурой – это путь универсализации качеств человека, который способствует адекватному восприятию человеком самого себя, своего места и своей роли.
Как показала практика, в настоящее время высокого уровня мастерства в выбранной сфере деятельности уже не достаточно. Эффективность повседневной работы, носящей в большинстве случаев творческий характер, требует от личности широкого и качественного образования и культурного развития. Другими словами, содержательное наполнение людского труда обусловливает необходимость непременного и постоянного поддержания потенциальной профессиональной готовности специалистов к непрерывному самосовершенствованию. Особое значение навыкам информационной культуры придается в сфере образования, где условием готовности педагога к работе является культ познания как мотивационная основа деятельности, основа профессионально-познавательной и общекультурной активности.[2]
И.Я. Лернер в своей книге «Дидактическая система методов обучения» пишет: «Главная цель обучения и воспитания состоит в передаче молодому поколению накопленной человечеством культуры»[3]. Исходя из этого мнения, следует признать, что содержанием современного образования является именно культура, в том числе информационная. Овладение той или иной частью общей социальной культуры, накопленной в определенной сфере человеческой деятельности, процесс поэтапный. Таким образом, можно предположить, что первым этапом на пути получения требуемых навыков является овладение культурой методической.
Рассматриваемая как компонент информационной культуры, методическая культура имеет свою собственную структуру, состоящую из четырех элементов.
Знания о целях, средствах, объекте, результатах, приемах процесса обучения – то есть обо всех его компонентах, включая знания о самом себе как учителе, являются первым элементом методической культуры. Вторым элементом методической культуры являются приемы профессиональной деятельности, основанные на навыках, составляющих опыт работы. Именно на их основе осуществляется репродукция методической культуры (воспроизведение уже достигнутого).
Только репродукция освоенного не может гарантировать развития культуры, поэтому необходимо выделить третий элемент методической культуры – творчество, то есть продуцирование нового в обучении.
Знания, умения, способности к творчеству в некоторых случаях не обусловливают желания специалиста применять их на практике. Четвертым элементом методической культуры является опыт эмоционального отношения к своей профессиональной деятельности. Появление такого опыта, как и приобретение знаний, и овладение приемами, и их творческое использование связано с профессиональной деятельностью и обращено на систему ценностей данного человека. Осваивая элементы методической культуры, преподаватель поднимается на соответствующие уровни своего профессионализма.
Овладение методической культурой обеспечивает уровень грамотности, подразумевающий систему научных знаний, которая может служить потенциальной основой мастерства.
Приобретение опыта осуществления приемов профессиональной деятельности поднимает человека до уровня ремесла, который представляет собой систему методических навыков (приемов, доведенных до автоматизма). Переход на уровень мастерства возможен только после освоения третьего элемента методической культуры – творчества. Система методических умений (мастерство) возникает лишь на основе овладения способностью преобразовывать освоенные приемы (опыт) и переносить их в новые условия.
Процесс становления уровня мастерства обусловливают два фактора:
а) уровень грамотности: чем выше грамотность, тем скорее ремесло переходит в мастерство;
б) определенные качества учителя как индивидуальности. Необходимо исключать личностные свойства или черты характера, совершенно противопоказанные учителю или тормозящие становление методического мастерства: раздражительность, злопамятность, невыдержанность, пессимизм и др.
Методическое мастерство не является суммой всех элементов методической культуры и качеств индивидуальности: все, что входит в методическое мастерство, из чего оно складывается, интегрируется в нем и преобразуется в способность на должном уровне выполнять свою профессиональную деятельность.
Другими словами, методическое мастерство – это культуротвоческое новообразование, которое появляется в результате интеграции элементов усвоенной методической культуры и свойств индивидуальности и функционирует как обобщенная способность (комплексное умение) оптимально осуществлять мотивированную обучающую деятельность при данной цели и данных условиях.
[1] Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – с.355.
[2] Каряев В.А. Некоторые подходы к обоснованию актуальности формирования технологической культуры личности на современном этапе развития общества // Научно-методический журнал Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Выпуск 6, Тамбов 2000. С.36-40.
[3] Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1976. - 64 с.