Информационно-технологические средства в профессиональной деятельности современного педагога

В.В. Жилкин

Современный период развития общества характеризуется активным процессом информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенностью которого является то, что сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники и информационных технологий, становятся преобладающим видом деятельности. Информация становится общественным продуктом, обеспечивающим интенсификацию всех сфер экономики, компьютеризацию и интеллектуализацию основных видов человеческой деятельности. Информатизация вносит значительные изменения также и в общение людей и, соответственно, повлияет в целом на образ жизни многих народов. Использование новых технологий сделает доступной для учащихся и учителей информацию глобальных баз и банков данных; персональные компьютеры, благодаря развитию электронных сетей, свяжут людей из разных уголков земного шара. Перед современной педагогикой, таким образом, объективной реальностью ставится задача, которая заключается в том, чтобы изложение содержания образования, восприятие информации, ее усвоение и использование сделать наиболее эффективными.

Объем информации, который накапливает человечество, в течение каждых 3-4 лет удваивается. При этом получаемая информация будет в такой мере способствовать достижению образовательных целей, в какой учащиеся обучены ее восприятию и использованию. Постоянно растущий поток информации во всех областях знания требует создание качественно новых, гибких, адаптивных систем образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации. В последнее время получил подтверждение факт того, что усвоение современного научного знания возможно лишь с усвоением современных средств и способов его получения. За счет резкого повышения теоретического уровня знаний укрепляется тенденция развития той стороны деятельности обучаемого, которая определяется как поиск нового знания, стремление к самопознанию, сближение деятельности с методами научного поиска.

Теперь существенные изменения претерпевает сама система действий учителя по представлению и преобразованию информации, то есть информационная и технологическая функции педагога. Происходит их совершенствование за счет внедрения новых источников, новых способов, новых средств получения, обработки и представления информации. Новые информационные технологии радикально меняют способы осуществления ментальных операций. Во-первых, они изменяют способы представления информации, а значит, и восприятие проблемы; во-вторых, они изменяют способы анализа, исследования проблем; в-третьих, поскольку они влияют на постановку и методы исследования проблемы, постольку они могут изменить способы принятия решений. Таким образом, информационные технологии предстают как новые интеллектуальные средства, тем самым, затрагивая саму суть образования.

Опыт практической деятельности показывает, что информационно-технологическая подготовка педагогических кадров и их профессиональное совершенствование должны иметь непрерывный характер, что обусловлено процессами глобальной информатизации, постоянным совершенствованием средств информационных и коммуникационных технологий, а также постоянно меняющимися условиями развития самой системы образования. Поэтому необходима непрерывно действующая система повышения квалификации, способная удовлетворять постоянно растущие профессиональные потребности учительства.

Можно выделить следующие методические принципы формирования профессиональной готовности учителя к работе с новейшими информационно-технологическими средствами:

• целостность и системность, реализуемая через выработку общих подходов к отбору содержания подготовки и формирование информационной основы деятельности учителя на каждом этапе подготовки в рамках единой системы;

• цикличность, реализуемая через адекватность организации учебно-познавательной деятельности обучающихся процессу познания в науке;

• открытость и динамичность, реализуемая посредством обеспечения адекватности и релевантности учебно-информационной и профессиональной среды учителя целевым установкам процесса формирования информационно-технологической составляющей профессиональной культуры учителя;

• непрерывность и поступательность, реализуемая посредством обеспечения неразрывности и последовательности процесса формирования информационно-технологической составляющей профессиональной культуры учителя, начиная от адаптивного до креативного уровня, обеспечивающегося сочетанием организационных форм обучения с самообразованием;

• самоактуализация, реализуемая посредством активизации процессов профессионального развития учителя в условиях информационно-технологической подготовки;

• полифункциональность, обеспечивающая влияние уровня сформированности информационной основы деятельности на качество решения профессионально-педагогических задач.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, самостоятельный и творческий подход к знаниям. В образовательном процессе должны фигурировать такие научные знания, средства обучения, образовательные технологии и методики, которые способны отражать фундаментальные моменты интеграции и дифференциации в науке и использовать ее достижения.

Эффективность процесса формирования профессиональной готовности учителя информационно-технологическими средствами зависит от соблюдения дидактических условий, обеспечивающих активизацию данного процесса, к которым относятся:

• отбор содержания, сочетание форм и методов обучения на каждом этапе подготовки, направленных на реализацию целевых установок и достижение заданного уровня сформированности информационно-технологической составляющей профессиональной культуры учителя;

• направленность подготовки на формирование интеллектуальных инструментальных средств познания и организации информационных процессов с целью принятия профессиональных решений;

• адекватность учебно-информационной среды профессиональной среде по основным параметрам (профессионально значимые средства, профессионально значимые ресурсы).

Следует помнить о таком препятствии на пути распространения средств мультимедиа в образовании как психологическая неготовность основной массы учителей к использованию средств мультимедиа. Помимо этого, компьютеризация процесса обучения, наряду с множеством достоинств, имеет и негативные стороны:

• монотонность;

• вытеснение живого человеческого общения;

• социальная изоляция учащихся;

• изменение характера мышления от творческого к формально-логическому;

• психологические и физиологические нарушения.

Социальный заказ требует совершенствования информационной подготовки педагогов, овладения ими мультимедийными технологиями. Педагогическое образование призвано вести подготовку учителей, способных обучить и воспитать человека информационного общества. Таким образом, задача сферы образования сегодня – это разработки новых технологий обучения. Она может быть решена только на основе интеграции исследований в педагогике, психологии и информатике. Особое внимание должно быть уделено таким формам и методам обучения, которые позволяют активно включаться в самостоятельный поиск. Новейшие информационно-технологические средства, мультимедийные среды предоставляют практически неограниченные возможности для совместной творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей (тьютеров).

Формирование профессиональной готовности учителя информационно-технологическими средствами – это длительный процесс, требующий серьезного подхода к реализации данной задачи. Учитель - это профессионал, который знает когда, какую и в каком виде нужно изложить информацию, чтобы она была понятна пользователям этой информации. Именно поэтому современная система образования должна стать основой для становления информационного общества в нашей стране и в мире.


© Vladimir Zhilkin, 2002. All rights reserved. No part of this publication may be reproduced, stored in a retrieval system, or transmitted by any form or means, electronic, mechanical, photocopying recording or otherwise without the prior permission of the copyright holders.

Hosted by uCoz